На главную Назад Написать письмо
[ ЖУРНАЛ ]   [ СОДЕРЖАНИЕ ]   [ ПОДПИСКА ]   [ АРХИВ ]   [ ФОРУМ ]   [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ]







 [ Г О С Н И Т И ]
 [ СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА ]
 [ РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА ]
 [ ПРИОБРЕСТИ ЖУРНАЛ ]
 [ АРХИВ ЖУРНАЛА ]
 [ ФОРУМ ГОСНИТИ ]
 [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ]

Особенности конструкции и нормативно-техническая документация
на ремонт новых двигателей Д-442, Д-442И


Н.М. Максименко, зам. руководителя лаб. № 2 А.А. Лаптев, с.н.с. лаб. № 2

За последние годы машинно-тракторный парк в сельском хозяйстве претерпел качественные изменения. Вместо устаревших моделей тракторов ДТ-75 с двигателями А-41, Волгоградский тракторный завод выпускает новые тракторы ВТ- 100Д, ВТ-150Д с двигателями Д-442-24И, Д-442И Алтайского моторного завода. Красноярский завод комбайнов выпускает зерноуборочные комбайны «Енисей 1200НМ», «Енисей-КЗС-950» с двигателями Д-442-50/51, Д-442-57И и Д-442-59И и ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» – зерноуборочные комбайны «Нива» и «Нива-эффект» с двигателями Д-442-50Р/50РИ, Д-442-51Р/51РИ, Д-442-54Р/54РИ, Д-442-55Р/55РИ. На дизели Д-442 устанавливаются блочные головки цилиндров, а на дизели Д-442 с индексом «И» - 2-х клапанные индивидуальные головки.


Дизели типа Д-442 разработаны на базе дизелей А-41 и Д-440. В сравнении с базовой моделью мощность дизеля Д-442 и его модификаций увеличена от 33 до 80 %, а топливная экономичность улучшена соответственно на 8 г/л.с.ч., расход масла на угар доведен до 0,2-0,3 %, ресурс увеличился на 4 000 мото-часов.

Улучшение технико.экономических показателей дизелей достигнуты за счет установления новой системы турбонаддува с промежуточным охлаждением надувочного воздуха и специальных форсунок для охлаждения днищей поршней, а также применения в конструкции двигателей высокопрочных материалов, современных методов механической и термической обработки, которые обеспечивают высокую изностойкость и ресурс.

На двигателях Д-442 и их модификациях полностью изменена конструкция узлов масляной системы, системы охлаждения, механизма газораспределения и топливной аппаратуры.

Претерпели изменения детали кривошипно-шатунного механизма, муфты сцепления, введены дополнительные новые сборочные составные части такие, как турбокомпрессор, воздухоочиститель, жидкостно-масляный теплообменник, система запуска и др. Основные изменения по сборочным единицам и составным частям двигателей Д-442, Д-442И заключаются в следующем:

Блок-картер

На дизелях Д-442, Д-442И и их модификациях нижняя часть блока усилена жестким поясом, в который устанавливаются форсунки для охлаждения днища поршней. С правой стороны картерной части блок-каhтера расположены отверстия для слива масла из турбокомпрессора.

Для повышения прочности в отливках блок-картера 448-0101 введено внешнее оребрение со стороны водораспределительной трубы.

Для улучшения уплотнения газового стыка на всех модификациях дизелей, в том числе с индивидуальны. ми головками, увеличено выступание бурта гильзы над плоскостью блок.картера с 0,065 – 0,165 до 0,105 – 0,205 мм за счет изменения глубины проточки в блок-картере под гильзу.

Кривошипно-шатунный механизм Для передачи крутящего момента на шкив ходовой части комбайна на дизелях Д-442 и его модификациях применен коленчатый вал с удлиненным на 14 мм конусным передним носком, через который снимается до 50 % мощности двигателя.

Для увеличения работоспособности шатунного подшипника скольжения уменьшен его диаметральный зазор до 0,018 мм за счет изменения диаметра шатунной шейки коленчатого вала. В связи с чем, производственный и ремонтный размеры шатунных шеек (d) увеличены на 0,01 мм, а установленные допуски (d ) изменились на 0,022 мм.

Для уменьшения разновеса между кривошипной и поршневой головками исключена подгонка шатуна по общей массе. На поршневой и кривошипной головках каждого шатуна наносится маркировка, обозначающая общую массу шатуна. Разность масс шатунов, входящих в комплект на один дизель, не должна превышать 20 г.

Цилиндро-поршневая группа

Для повышения работоспособности поршней, уменьшения зазора «гильза–юбка поршня» на дизелях Д-442 и их модификациях устанавливаются четырехканавочные поршни 01М-0305-40, которые изготавливаются со специально направленной шероховатостью, с нирезистовой вставкой под верхнее компрессионное кольцо, выточками под клапаны на днище, увеличенным диаметром до 129,88.0,03 мм вместо 129,83. 0,03 мм, что позволяет уменьшить зазор «гильза–юбка поршня» на 0,05 мм.

Кроме того, у поршня уменьшена высота канавки под маслосъемное кольцо до 5 мм вместо 6,5 мм, что позволяет снизить расход масла на угар и уменьшить механические потери на трение.

Поршни комплектуются комплектом поршневых колец, который включает:

– верхнее компрессионное кольцо, хромированное, двухсторонняя трапеция;

– второе компрессионное кольцо, односторонняя трапеция, «минутное»;

– третье компрессионное кольцо, плоское «минутное»;

– маслосъемное кольцо высотой 5 мм.

Для улучшения экологических показателей, снижения расхода топлива и масла, повышения ресурса двигателей Д-442И и их модификаций, внедрены трехколечные поршни 446.03с6.08.01 с высотой канавки под маслосъемное кольцо 4 мм с комплектом колец 446.03с5 и двухклапанные индивидуальные головки цилиндров. Поршень изготовлен из алюминиевого сплава с нирезистовой вставкой под верхнее компрессионное кольцо. На торце поршня изменена геометрия камеры сгорания. На наружной «юбке» поршня нанесе. но графитовое приработочное покрытие темно-серого цвета и внутри «юбки» обработаны окружности под форсунки масляного охлаждения. Головка поршня овально-конусная.

Для стабилизации зазора «гильза–поршень» введена комплексная поставка поршней и гильз цилиндров трех различных групп по диаметру цилиндра.

Зазор в сопряжении гильза цилиндра 01М.0102 и поршень 01М.0305.40 должен быть в пределах 0,130 – 0,170 мм в каждой размерной группе. При этом диаметр внутренней поверхности гильзы должен быть 130,00 – 130,06 мм. а диаметр юбки поршней 01М. 0305.40, измеренный на расстоянии 136 мм от днища поршня в плоскости, перпендикулярной к оси отверстия под пoршневой палец – 129,85 – 129,91 мм.

Зазор в сопряжении гильза цилиндра 01М.0102 – поршень 446.03с6.08.01 должен быть в пределах 0,150 – 0,190 мм в каждой размерной группе. При этом диаметр внутренней поверхности гильзы должен быть 130,00 – 130,06 мм, а диаметр юбки поршня 446. 03с6.08, замеренный на расстоянии 141 мм от днища поршня в плоскости, перпендикулярной к оси отверстия под поршневой палец, – 129,83 – 129,89 мм.

Трехколечный поршень комплектуется комплектом поршневых колец:

– верхнее компрессионное кольцо с опущенной «бочкой»;

– второе компрессионное кольцо типа «минутка»;

– маслосъемное кольцо высотой 4 мм.

Головка цилиндров

В головке цилиндров дизелей Д–442 уменьшено утопание клапанов на 1 мм относительно ее нижней плоскости и составляет у впускных клапанов 0 – 1 мм, а у выпускных 0,56 – 1,5 мм. Для более интенсивного охлаждения стаканов форсунок и днища головок устанавливаются резиновые водопроводящие трубки к каждой форсунке для дизелей с турбонаддувом.

Для улучшения газообмена, топливной экономичности дизелей Д-442И, повышения работоспособности выпускного клапана, в головку цилиндров устанавливаются выпускные клапаны А.05.12.013 – 1, унифицированые по размерам с выпускным клапаном 236. 1007015В6, устанавливаемым на дизелях типа ЯМЗ и их модификациях. При этом в клапане изменился размер до «скребковой кромки» со 110 ± 1,1 до 100 ± 1,1 мм, предусмотрена более износостойкая наплавка рабочей фаски из сплава ВЗК на кобальтовой основе: вместо сплава ЭП–616. Кроме того, поверхности клапана обработаны методом карбонитрации с целью упрочнения стержня клапана. Новый клапан имеет черный цвет.

Для обеспечения работоспособности клапанной пары «выпускной клапан – направляющая втулка», изменена длина направляющей втулки с 80 мм на 75 мм и изменен размер ее запрессовки в головку цилиндров от верхней плоскости с 11,5 ± 0,215 мм на 7 ± 0,5 мм для выпускного клапана и на 14,5 ± 0,3 мм для впускного клапана с целью унификации втулок. Утопание тарелок клапанов в индивидуальных головках цилиндров составляет 01 – 0,6 мм для впускного и 0,56 – 1,05 мм – выпускного клапанов.

На дизелях Д-442 ВСИ для повышения надежности газового стыка введено болтовое крепление индивидуальных головок цилиндров взамен крепления шпильками и гайками. Каждая головка цилиндров крепится шестью болтами L=186 мм и двумя болтами L= 166 мм.

Система смазки

Новая конструкция односекционного насоса отличается от существующей тем, что ведущая и ведомая шестерни изготовлены из круга с опорными поверхностями под втулки, диаметр которых увеличен с 20 до 22 мм. Для обеспечения необходимой производительности увеличена частота вращения насоса до 2100 ± 40 об/мин, при этом диаметр шестерен уменьшен с 55 до 54 мм и высота уменьшена с 55 до 48 мм.

При изменении переменных сборочных единиц и деталей в масляном насосе: крышка 442.09.020, клапан предохранительный радиаторной секции, зубчатое колесо (Z = 43); крышка 442.09.050, зубчатое колесо (Z = 47) – насос используется в трех исполнениях.

Для улучшения защиты трущихся пар от абразивного износа, снижения трудоемкости обслуживания в системе смазки взамен масляной центрифуги установлен комбинированный масляный фильтр (центрифуга с разборным масляным фильтром).

На двигателях Д-442.50/51 устанавливается полнопоточный масляный фильтр с двумя бумажными фильтрующими элементами вместо комбинированного масляного фильтра.

Система смазки дизелей Д–442–56И/57И, Д–442–24ПИ/25ПИ состоит из односекционного масляного насоса, жидкостно.масляного теплообменника, комбинированного масляного фильтра, редукционного, перепускного и сливного клапанов, датчика давления и сигнализатора аварийного давления.

Система питания

На дизелях Д–442 устанавливается топливный насос, оснащенный регулятором с противодымным пневмокорректором, уменьшенной степенью неравномерности. Регулятор укомплектован грузами, обеспечивающими номинальный скоростной режим при 1900 об/мин и призмой, поддерживающей уменьшенный запас крутящего момента. Поставленные на комплектацию и в запчасти форсунки типа «204», «204И» с малогабаритным распылителем, имеющим диаметр иглы 4,5 мм вместо 6 мм базовой форсунки.

На форсированных дизелях с наддувом типа Д-442 устанавливается топливный насос 4НТД – 32 модели 774 (с ходом плунжера 12 мм) вместо топливных насосов АТНМ 4.100 10, 4ТНМ 12 и 4ТНМ 10, который улучшает экологические показатели двигателя, а установочный угол ограждения впрыскивания топлива до ВМТ составляет 23–3°.

Для обеспечения более качественной очистки топлива, фильтрующий элемент ЭФТ.80А (41.80с1.01) категории 4 заменен на фильтрующий элемент ЭФТ.80 (41.80с1.20) категории 3.

Пусковое устройство

Для улучшения пусковых качеств дизелей и сниже. ния их металлоемкости взамен пускового двигателя П–10УД установлен пусковой двигатель П–350–1, имеющий номинальную мощность 9,93 квт (13,5 л.с.) за счет повышения оборотов до 4000 об/мин. Масса пускового двигателя снижена на 4 кг.

Система охлаждения

Система охлаждения дизелей Д–442–25Б/БИ/ПИ и Д–442–56И/57И включает жидкостно.масляный теплообменник для охлаждения масла системы смазки дизеля. В систему охлаждения дизеля Д-442 также входят термостаты, позволяющие сократить время прогрева дизеля и поддерживать необходимую температуру охлаждающей жидкости при низких температурах окружающей среды, а также при неполной загрузке дизелей.

Кроме того, на дизелях Д–442, за исключением Д–442–56И/57И, устанавливается термостат ТС 108 – 03, который при температуре охлаждающей жидко. сти ниже 70 ± 2є отключает водоотводную трубу от радиатора.

На высокофорсированных дизелях Д–442–56И/57И для снижения сопротивления водяного тракта устанавливается термостатная коробка с двумя параллельно включенными термостатами ТС 107–01.

Водяной насос

Базовая модель водяного насоса, устанавливаемо. го на большинстве дизелей типа Д-442, центробежного типа. Водяной насос дизелей Д–442.24И, Д–442.24ПИ, Д–442.24ВИ, Д–442.24ВСИ, Д–442–25Б/БИ/ПИ, Д–442.54Р, Д–442.54РИ, Д–442.55Р, Д–442.55РИ по габаритам и присоединительным размерам соответствует базовой модели, но отличается от нее наличием на корпусе фланца отверстия для отвода охлаждающей жидкости на ЖМТ.

Водяной насос двигателей Д–442–56И/57И поД- нят на координату 520 мм от оси коленвала, крепление его к блок.картеру осуществляется через проставку. В проставке имеется канал подвода охлаждающей жидкости от радиатора.

На дизелях Д–442–50/51 установлен вентилятор 630 мм вместо вентилятора 610 мм, водяной насос со шкивом 160 мм.

Натяжной ролик

Новый натяжной ролик отличается тем, что в нем аннулированы алюминиевые крышки с канавками лабиринтовых уплотнений. Ролик вращается на двух шарикоподшипниках, установленных на оси, и имеет возможность свободного перемещения в осевом направлении, что позволяет ему самоустанавливаться при натяжении ремней.

Воздухоочиститель

Воздухоочиститель дизелей Д–442–50/50Р, Д–442–51/51Р, Д–442–24/25/ двухступенчатой очистки бумажными фильтрующими элементами (БФЭ), циклонами и эжекторным отсосом пыли.

Первая ступень – инерционный предочиститель – моноциклон. Для дизелей комбайнового варианта первой ступенью очистки является вращающийся воздухозаборник.

На дизелях с турбонаддувом устанавливается воздухоочиститель трехступенчатой очистки с масляной ванной и фильтрующими элементами из капроновой щетины в 2-х кассетах.

Муфта сцепления

Муфта сцепления комбайновых дизелей Д–442–50/51, Д–442–50Р/51Р отличается от муфты сцепления тракторных дизелей удлиненным валом сцепления с конусным концом вместо шлицевого и наличием промежуточного корпуса-проставки.

На дизельные двигатели Д-442.50И/51И, Д-442. 50РИ/51РИ, Д-442.54РИ/55РИ с муфтой сцепления устанавливается кожух с дисками А 52.22.000.70, а на дизели Д-442.50/51, 50Р/51Р, Д-442.24И/25ПИ/БИ, 442.54Р/55Р и Д-442.56И/57И/59И кожух сцепления А52.22.000.30.

На дизели Д-442.24, Д-442.25 устанавливается унифицированный кожух с дисками А 52.22.000 – 70 вместо А 52.22.000 – 30.

Кожух сцепления А 52.22.000–70 отличается от кожуха сцепления А 52.22.000–30 тем, что в нем установлено дополнительно двенадцать внутренних пружин.

Для защиты муфты сцепления от «эффекта слипания» ведомых дисков с ведущими дисками и маховиком на дизелях Д–442–50/51, Д–442–50Р/51Р предусмотрен щуп размыкающий.

Турбокомпрессор

На дизель типа Д–442 и его модификации установлен турбокомпрессор, использующий энергию выхлопных газов для наддува дизеля.

Турбокомпрессор объединяет в одном агрегате центробежный компрессор и радиально-осевую центростремительную турбину.

На дизели типа Д–442И, Д–442–24И, Д–442–24И–1, Д–442–25И, Д–442–25И–1 наряду с турбокомпрессором ТКР 7Н–1, ТКР 7С–1 может устанавли.ваться турбокомпрессор К–27 модели 3060 G/11.11., а на дизели Д–442–57И, Д–442–59И – турбокомпрессоры К–27 модели 3060 G /13.11.27.

По результатам сравнительного анализа конструк. торской документации выявлено, что дизель Д-442И и его модификации разработаны на базе двигателя Д- 442, а также конструктивно подобные сборочные единицы и составные части одного наименования, но с различными характеристиками.

К конструктивно подобным составным частям дизелей Д-442, Д-442И одного наименования относятся: поршень с комплектом поршневых колец, головка цилиндров с клапанами, комбинированный масляный фильтр, насос масляный, насос водяной, передаточный механизм газораспределения, привод гидронасоса НШ 32, на детали которого разработаны отдельные технические требования.

Технические требования на дефектацию деталей, у которых контролируемые параметры и размеры по чертежу совпадают, разработаны под одним наименованием с номерами обоих двигателей.

Разработанные технические требования на капитальный ремонт дизелей Д-442, Д-442И и их модификации включают: требования к дефектации подшипников качения, зубчатых колес, пружин, таблицы дефектации на 108 деталей, требования к шести сборочным единицам, требования к сборке 19 составных частей, требования к установке 16 сборочных частей при сборке, требования к обкатке и испытанию.

Технические требования на капитальный ремонт дизелей Д-442, Д-442И являются основным документом для ремонтно.обслуживающих предприятий, которые руководствуются при принятии заключения о возможности использования деталей, бывших в эксплуатации, для установки на отремонтированный двигатель с требуемым ресурсом.

Дизели Д-442, Д-442И, отремонтированные в полном соответствии с разработанными техническими требованиями, обеспечат послеремонтный ресурс не менее 80 % от уровня новых при соблюдении правил эксплуатации и технического обслуживания.

[ ЖУРНАЛ ]   [ СОДЕРЖАНИЕ ]   [ ПОДПИСКА ]   [ АРХИВ ]   [ ФОРУМ ]   [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ]
Дизайн и верстка (С) М.Свирин, 2009
.